#Минутка истории: Мебель первобытной эпохи


  Подобно тому, как у первобытных животных развивалась способность приспосабливаться к окружающей среде, быть готовыми к обороне и нападению, устраиваясь в гнездах и пещерах, имея панцирь, зубы и когти, так и первобытные люди учились делать утварь, оружие, кров и одежду, расши­ряя сферу своей деятельности для того, чтобы жить, выстоять и наслаж­даться тем, что ими создано.
  Вначале кроватью, стулом, столом и шкафом человеку служила голая земля. Только достигнув определенной стадии развития, когда природа пе­рестала казаться ему такой суровой и он получил возможность обращать свои способности и силы не только на борьбу за существование, человек начал изготавливать предметы обихода, имеющие определенную форму и назначение. Способность мыслить и труд вывели человека из состояния животного прозябания. Когда первобытный человек распрямился, он стал беспомощнее, но созданные им примитивные предметы обихода компенси­ровали этот недостаток. По мере развития способности изготовлять утварь стало развиваться и искусство оформлять эти предметы.
  В эпоху палеолита человек мог создавать только примитивные орудия труда; художественная деятельность возникла в тот период, когда первобытные племена, спасаясь от холода, переселились в пещеры. Об образе их жизни можно судить по найденным предметам из камня и кости. «Пер­вобытный человек был полностью в плену трудной борьбы с природой» (Ленин). Основным средством защиты ему служило укрытие (шалаш, лого­во), немногим отличающееся от логова зверей.
   
  Возможно, что создание жилища как такового стало необходимым не только из-за неудобства пещер и зависимости от них, но явилось также и следствием первого выдающегося изобретения — каменного топора. Последующие откры­тия первобытного человека, а именно: огонь, рычаг, нож и колесо, которые ста­ли основой развития механики, совершаются еще в доисторическое время.
  После того, как человек покинул пещеру, он начал создавать для себя жилища, шалаши из древесины и тростника, хижины из подобного мате­риала. Это происходило уже в ранний каменный век, когда варварство и жестокость достигли наивысшего размаха: начало этого периода относится примерно к XV—XIII тысячелетию до н. э., а конец — ко времени зарожде­ния цивилизации; в Египте это примерно V тысячелетие до н. э., в Евро­пе — II тысячелетие до н. э.
  Примитивные постройки уже связаны с определенным местом. Дом сто­ял на твердой почве и в зависимости от ландшафта, места и климата имел различные формы, которые медленно изменялись.
  В период неолита наряду с животноводством и земледелием развивалось прядильное, ткацкое дело, гончарное ремесло и обработка древесины. Даже самые ранние изделия уже украшаются, появляется орнаментика, которая не прекращает своего существования на протяжении всей истории развития отдельных предметов. Первыми элементами орнаментики были точка, штрих, узор шахматной доски, зигзагообразная и волнистая линии, круги и абстрактные формы, которые получаются при плетении и вязании.
  Так же в период неолита, каменные предметы совершенствуются и в результате шлифования приобретают более утонченные формы. Усовершенствованные средства производства способствовали развитию жилищного строительст­ва. Появляется деревянная хижина на сваях над водой, которая обеспечива­ла большую безопасность.
  Первобытному человеку для каждого нового шага вперед на нелегком пути создания жилища и усовершенствования средств производства нужны были сотни лет. Долгое время каждая маленькая община самостоятельно, без разделения труда создавала свое жилище, вооружение и необходимые орудия труда. Продвигаться вперед можно было лишь по мере совершенство­вания орудий труда. Когда человек начал осваивать металлы — на рубеже III — IV тысячелетий до н. э. бронзу, а к концу II тысячелетия до н.э.­ - железо, - были созданы предпосылки для совершенствования способов с строительства жилища. Бронза, найденная среди остатков свайных построек, свидетельствует уже о новой эпохе.
  Примитивное ремесло в результате применения металлов полностью преобразуется. С помощью усовершенствованных орудий труда, изготов­ленных из металла, уже со знанием дела стали обрабатывать древесный ма­териал; примитивные каменные инструменты становятся ненужными. Ме­таллические инструменты были несравненно лучше, основные их формы возникли еще в древности, когда пользовались зубилом, сверлом, молотком, топором и ножом. Вместо практиковавшегося прежде способа соеди­нения деревянных деталей стали применять новый способ структурного соединения. Соединения деревянных элементов (шканты, цапфы, шипы) усовершенствовали технологию изготовления. В египетской мебели, которая появилась намного позже, подобные соединения повлияли на развитие новых типов структурных соединений.
  Искусство резьбы по дереву достигло высокого уровня развития гораздо раньше, о чем свидетельствуют сохранившиеся сосуды из дерева и другие предметы домашнего обихода (например, блюда, ящики, чаши, табуреты и пр.). Сначала деревянные резные изделия изготавливались каменными ору­диями, так как первые орудия из бронзы были еще несовершенными из-за мягкости металла. Только позднее, открыв способ закалки металла, человек научился делать орудия более прочными. Деревянные изделия первобытной эпохи до нас не дошли, ведь древесина легко портится, однако дошло мно­жество предметов обихода и художественных изделий из других материалов.
  Трудно точно установить границу между периодами варварства и рож­дающейся цивилизации. В Месопотамии признаки цивилизации относятся к 8000 году до н. э., к тому времени, когда в Европе первобытный человек за­бивал первые сваи в грунт озер. В конце VI тысячелетия до н. э. в Месопо­тамии уже знали бронзу, которую в Европе начали применять значительно позже.
  Только в конце эпохи варварства, в период зарождения цивилизации, проявляются в строительном деле зачатки искусства, рождается его своеобразный язык и появляется осознанное художественное оформление, иными словами - стиль.
  Среди всех материалов, которые имелись у человека для строительства и украшения своего дома, начиная с древних времен дерево было и остается самым излюбленным.
Конструктивное соединение элементов появляется только после усовер­шенствования техники дробления и соответствующих инструментов. Ме­бель стали делать лишь с того времени, когда с помощью усовершенствованных пил стволы деревьев стали распиливать на доски (впервые мы встречаемся с этим в Египте).
  Благодаря своей находчивости человек научился использовать в качест­ве предметов примитивной мебели природный материал, например, пень, искривленную или раздвоенную ветку и т. д. Можно даже сказать, что они стали образцами и элементами примитивного мебельного производства и до сих пор сохранились в крестьянской мебели тех мест, которые изолиро­ваны от культурного влияния. Примитивные мебельные формы представ­лены на рсунках выше.
  Часть из них — крестьянская мебель, исполь­зующаяся и в наше время, — пример древних методов конструирования мебели. Одновре­менно с развитием технологии обработки древесины для повседневных нужд развивается и умение художественно оформлять, украшать изделия. Предметы, выполненные из одного куска дерева, украшались замечатель­ной резьбой, которая не служила практическим целям. Искусство резьбы по дереву является самой древней художественной техникой. По мере усовер­шенствования инструментов постепенно развиваются и другие методы об­работки дерева. 
  Еще в начале нашего столетия уровень развития народностей Австралии и Огненной Земли можно было приравнять к каменному веку. Отдельные народности Океании (меланезийцы, полинезийцы, микронезийцы) и южно американские племена вели образ жизни периода неолита и, пока не столк­нулись с европейцами, не знали о существовании металлов. Эти люди жили в хижинах, богато расписанных, украшенных резьбой. Они изготовляли примитивные предметы обстановки, например, табуреты в форме зверей, скамьи, подголовники, используя разнообразный стилизованный орнамент.


Очевидно, изготовители находили больше удовольствия в самом процессе художественной резьбы, чем в удовлетворении  элементарных требований в отношении удобства, о которых они почти ничего не знали. На том уровне развития, когда предметы домашнего обихода изготавливали из массивных деревянных чурбаков, не было четкой границы между мебелью и другими предметами обихода. Например, выдолбленное блюдо на ножках служило одновременно посудой и столом. Здесь почти нет следов столярной работы, в противоположность кровати, которая имеет примитивное соединение деревянными шипами и является, таким образом, уже столярной конструк­цией, собранной из деталей. (сиденье и спинка плетеные)

  Ко времени от­крытия Америки в Перу, Мехико и на полуострове Юкатан у ацтеков, ин­ков и индейцев племени майя сохранились следы древнейшей культуры, существовавшей более 2000 лет назад. Деревянной мебели, кроме некото­рых находок в Перу, почти не сохранилось. Мы имеем представление об этой мебели благодаря графическим изображениям в рукописях.


В Коста-Рика, на побережье Эквадора, была найдена интересная каменная мебель, которая имеет некоторое родство форм с африканской деревянной мебелью.

  Древнейшая форма африканских домов напоминает улей или цилиндр. Эти дома имеют в плане форму круга и остроконечную крышу, однако встречаются и четырехугольные дома с двускатной крышей. Жители этих хижин как в прошлом, так и сейчас с большим мастерством и фантазией изготавливают сами все необходимое для дома. У них встречаются некоторые изделия мебели, прежде всего мебель для сидения, привлекающая вни­мание своей красотой. Эти изделия, выполненные из массива древесины, свидетельствуют о развитом чувстве формы. Опоры обычно сделаны в виде фигур человека или животного.

  Поражает не только чувство прекрасного в декоративном оформлении, но и чувство комфорта. Так, си­денье имеет вогнутую поверхность.
 
  Ориги­нальным изделием мебели является комбинация сиденья и емкости из упругой древесной коры- коробка цилиндрической формы, которая может открываться.

  К изделиям африканской мебели можно отнести ларцы и сундуки простой конструкции. Они собраны из отдельных элементов и украшены гео­метрическим орнаментом, цветной кожей, мехом и бечевками из расти­тельных волокон. Эти интересные предметы обнаруживают богатство фан­тазии и юмора. Для примитивных культур, следовательно, характерны до­вольно разнообразные, представляющие уже художественную ценность ме­бельные формы.
  Чувствуется стремление к членению мебели, однако столярного мастерства еще нет. Оно впервые встречается у египтян.


  


  





  

 
13.01.2020
К другим новостям магазина